ТВАРДОВСКИЙ (TWARDOWSKI) Казимеж

ТВАРДОВСКИЙ (TWARDOWSKI) Казимеж
(1866-1938) - польский философ, педагог и общественный деятель, основатель Львовско-Варшавской философской школы, Польского философского общества, журналов "Przeglend Filozoficzny" и "Ruch Filozoficzny". Родился в Вене, в семье чиновника. Изучал философию и психологию в Венском ун-те, где его учителем был Брентано, затем в Лейпциге у В. Вундта и в Мюнхене у К. Штумпфа. Проф. (с 1895), декан философского факультета (1904 -05), ректор (1914 -17) Львовского ун-та.

Для взглядов Т. характерно отрицательное отношение к метафизике. Он был убежден в возможности и необходимости научной философии, ориентирующейся на аналитические методы. Философские дисциплины должны воспринять у науки строгость и точность методов и характерные для нее принципы рациональности. Совокупность таких дисциплин образует общее понятие  философии; по мере их развития содержание этого понятия меняется и предстает в результате исторически относительным. Объектами философского исследования являются фрагменты внутреннего и внешнего опыта; в этом смысле философия является эмпирической наукой, и все ее проблемы в принципе допускают эмпирическое разрешение. Вместе с тем философское мышление включает в свою сферу ряд мировоззренческих проблем, не имеющих научного решения (проблемы отношения между человеком и Богом, смысла жизни и т.п.). Научная философия не должна брать на себя роль арбитра в споре различных мировоззрений, однако она способна оценивать убедительность и рациональность аргументации при их выборе, подвергать их логическому анализу. Поэтому аналитизм является определяющим признаком научной философии. Аналитические методы позволяют прояснять смысл философских понятий, предохраняют от неоправданных спекуляций и обеспечивают эффективность рациональной критической дискуссии, без которой философия обречена на бесплодие и вырождение.

Инструментом критического анализа является логически и семиотически реконструированный язык. В логике и семиотике Т. следовал идеям своего учителя Брентано, а также древних стоиков, Аристотеля и средневековых схоластов. Пропаганда логики и ее значения для рациональной философии имела огромное значение для формирования логико-аналитического направления в философии Львовско-Варшавской школы, давшей плеяду блестящих ученых, снискавших международное признание польской философии, логике и математике. Особое значение для последующей эволюции школы имели идеи Т. о соотношении абсолютизма и релятивизма в теории истины, впоследствии развитые Тарским. Аргументация Т. опиралась здесь на различие высказывания и суждения: относительная истинность (ложность) является характеристикой высказывания, тогда как суждения истинны либо ложны в абсолютном смысле. Релятивистский субъективизм неизбежно вступает в противоречие с логикой и потому не выдерживает рациональной критики.

В теории научного познания Т. различал априорные (рациональные, дедуктивные) и апостериорные (эмпирические, индуктивные) науки, отличающиеся способами обоснования своих утверждений (рациональный дискурс и апелляция к опыту). Индуктивное знание, по Т., может претендовать только на правдоподобие, и потому попытки представить индуктивные процедуры в виде дедуктивных логических систем являются заблуждением. Т. подчеркивал специфику гуманитарного знания: его объектами являются продукты духовного творчества, уникальные по своей сути. Их объективная оценка должна основываться на всей совокупности психофизических и психологических исследований не только самих этих объектов, но и актов сознания, в которых они возникают, трансформируются и приобретают ценность. Идеал научности распространяется у Т. и на этику: рациональная этика должна указать и обосновать критерии этичности, имеющие смысл абсолютных ценностей, в то время как нормативная этика  формулирует принципы практической, т.е. исторически относительной морали.

В. И. Порус

Автобиография // Вопросы философии. 1992, № 9; Логико-философские и психологические исследования. М., 1996; Idee und Perzeption. W., 1891; Zur Lehre von Inhalt und Gegenstand der Vorstellung. W., 1894; Glowne pojecia dydaktiki i logiki. Lwow, 1901; Rozprawy i artykuly filozoficzne. Lwow, 1927; Wibrane pisma filozoficzne. Warszawa, 1965.


Современная западная философия. Энциклопедический словарь. — М.: Культурная революция. . 2009.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "ТВАРДОВСКИЙ (TWARDOWSKI) Казимеж" в других словарях:

  • ТВАРДОВСКИЙ (Twardowski) Казимеж — (1866 1938) польский философ и логик, основатель львовско варшавской школы …   Большой Энциклопедический словарь

  • ТВАРДОВСКИЙ — (Twardowski) Казимеж (1866 1938) пол. философ. В 1884 1889 обучался в Германии под руководством Ф. Брентано. В 1896 стал проф. Львовского ун та. Т. сыграл исключительную роль в развитии современной пол. философии. Обладая большим педагогическим… …   Философская энциклопедия

  • Твардовский Казимеж — (Twardowski) (1866 1938), польский философ и логик, основатель львовско варшавской школы. * * * ТВАРДОВСКИЙ Казимеж ТВАРДОВСКИЙ (Twardowski) Казимеж (1866 1938), польский философ и логик, основатель львовско варшавской школы (см. ЛЬВОВСКО… …   Энциклопедический словарь

  • Твардовский К. — ТВАРДÓВСКИЙ (Twardowski) Казимеж (1866–1938), польск. философ, логик, основатель львовско варшавской школы. Ученик Ф. Брентано. В 1904 основал Польск. филос. об во …   Биографический словарь

  • Пан Твардовский (фильм) — Пан Твардовский Pan Twardowski Жанр исторический Режиссёр Генрик Шаро Автор сценария Вацлав Гонсёровский, Анатоль Стерн …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»